Вконтакте Дзен Telegram Whatsapp Viber

без выходных
с 9:00 до 21:00

Горячая линия +7(495) 364-08-67

Viber, Whatsapp +7(985) 364-08-67

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 сентября 2003 г. N 434 г. Москва

Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 ноября 2003 г. Регистрационный N 5215


В целях определения профессиональной компетенции, объема знаний, практических умений и навыков врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине при их аттестации, прохождении обучения в системе последипломной подготовки и самообразования приказываю:


1. Утвердить требования к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине (Приложение).


2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Р.А.Хальфина.


Министр
Ю. Шевченко


Приложение


Требования к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине


В соответствии с требованиями специальности врач по лечебной физкультуре спортивной медицине должен знать и уметь:


1. Общие знания:


—  основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основы медицинского страхования;


—  общие вопросы организации лечебной физкультуры и спортивной медицины в Российской Федерации;


—  организация работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине в условиях лечебно-профилактических учреждений;


—  организация работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине, профессиональные обязанности, нормативные документы по специальности;


—  анатомо-физиологические особенности мышечной деятельности человека, возрастная физиология; механизм действия физических упражнений на организм здорового и больного человека;


—  основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки; противопоказания к занятиям физкультурой и спортом;


—  методические основы лечебной физкультуры; дозирование физической нагрузки;


—  средства и формы лечебной физкультуры;


—  режимы двигательной активности больных в лечебно-профилактических учреждениях, содержание режимов;


—  общие и функциональные методы исследования, лиц, занимающихся физкультурой и спортом;


—  методы оценки физического развития и физической работоспособности (толерантности к физической нагрузке);


—  клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм, при которых используют лечебную физкультуру;


—  показатели физического и функционального состояния организма в норме, при патологии и при физических нагрузках;


—  показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры;


—  физиологическое действие массажа;


—  показания и противопоказания к назначению лечебного массажа;


—  методы и средства комплексной реабилитации больных и инвалидов;


—  аппаратура и оборудование кабинетов лечебной физкультуры и спортивной медицины, возможности их применения и использования, технику безопасности при работе с медицинскими аппаратами, приборами и тренажерами;


—  формы и методы профилактической работы среди спортсменов и населения;


—  основы медицины катастроф;


—  общие сведения об информатике и вычислительной технике.


2.Общие умения:


—  получить от пациента (больного, лица, занимающегося физкультурой, спортсмена) информацию о степени его физической подготовленности, собрать общий и спортивный анамнез;


—  провести оценку физического состояния организма, выполнить функциональные пробы системы кровообращения, дыхания, нервно-мышечной системы;


—  определить физическую работоспособность методами тестирования;


—  дать заключение о здоровье и функциональном состоянии организма, определить толерантность к физической нагрузке, допуск к занятиям физкультурой и спортом и их адекватность состоянию здоровья;


—  оказать необходимую срочную помощь при травмах и неотложных состояниях организма (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка наружного и внутреннего кровотечения, иммобилизация, наложение повязки на рану, промывание желудка, инъекции);


—  оформить необходимую документацию по учету работы и отчетности, проанализировать ее;


—  повышать профессиональный уровень знаний и умений.


3.Специальные знания и умения:


Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен знать:


—  физиологию и биохимию мышечной деятельности;


—  особенности реакции на физическую нагрузку в детском и пожилом возрасте;


—  динамическую анатомию (биомеханику движений);


—  гигиену физических упражнений и спортивных сооружений;


—  санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий, лечебной гимнастикой, кабинета механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания и гимнастики в воде, спортплощадок, маршрутов пешеходных и лыжных прогулок и терренкура и др. спортсооружений (устройства, размеры, освещение, вентиляция, температура воздуха и воды);


—  классификацию гимнастических, спортивно-прикладных и игровых физических упражнений в лечебной физкультуре;


—  расчетные нормы нагрузки специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине (врача, инструктора-методиста, инструктора, медсестры по массажу);


—  виды, методики и дозировки лечебного и спортивного массажа;


—  методики бытовой и трудовой реабилитации;


—  сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;


—  программы этапной физической реабилитации больных с инфарктом миокарда;


—  частные методики лечебной физкультуры для больных в терапии, хирургии, травматологии и ортопедии, неврологии, урологии, акушерстве и гинекологии, при заболеваниях ЛОР органов, при глазных болезнях, в стоматологии, в т.ч. методики лечебной физкультуры для детей;


—  морфо-функциональные характеристики спортсменов различных видов спорта;


—  основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки;


—  методы иммунологического контроля в спорте;


—  организации и методы допинг-контроля в спорте;


—  особенности спортивного отбора детей и подростков;


—  особенности методик, спортивной тренировки и соревнований спортсменов-инвалидов;


—  клинические проявления и методы диагностики заболеваний, повреждений и дефектов организма (в т.ч. врожденных), препятствующих отбору в профессиональный спорт;


—  клинические признаки, методы диагностики, принципы профилактики и лечения физического перенапряжения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, функции печени и почек;


—  классификацию спортивных травм, методы профилактики, оказания неотложной помощи, лечения и спортивной реабилитации;


—  систему восстановления и повышения специальной спортивной работоспособности;


—  программу медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта, оздоровительной физкультурой и физвоспитанием;


—  принципы оздоровительного спорта, диагностики физического здоровья и оценки эффективности оздоровления;


—  сочетание форм, средств и методов оздоровительного спорта в рецептуре здоровье сохраняющих и здоровье восстанавливающих медицинских технологий;


—  программу углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва.


Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен уметь обосновать назначение лечебной физкультуры, выбрать средства, формы и дозировки физической нагрузки больным с различными заболеваниями и повреждениями организма:


В клинике внутренних болезней:


При болезнях сердечно-сосудистой системы:


—  атеросклероз; ишемическая болезнь сердца на этапах лечения и реабилитации; гипертоническая болезнь; нейроциркуляторная дистония; гипотоническая болезнь; болезни миокарда; ревматизм; приобретенные и врожденные пороки сердца;


При болезнях органов дыхания:


—  бронхит; острая пневмония; хроническая пневмония; эмфизема легких, пневмосклероз; бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого; бронхиальная астма; плеврит; туберкулез легких;


При болезнях органов пищеварения:


—  опущение желудка, энтероптоз, гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; колиты, дискинезии кишечника; болезни печени и желчевыводящих путей (дискинезии, гепатит, холецистит, желчно-каменная болезнь);


При болезнях обмена:


—  ожирение, подагра, сахарный диабет, гипер- и гипофункция щитовидной железы, рахит и гипотрофия;


При болезнях почек и мочевыводящих путей:


—  нефрит и пиелонефрит, почечно-каменная болезнь, нефроптоз, недержание мочи, простатит, аденома предстательной железы;


При травмах, болезнях и деформациях опорно-двигательного аппарата:


—  переломы костей верхних и нижних конечностей, переломы позвоночника и таза, черепно-мозговая травма, ампутация конечностей (подготовка к протезированию), травмы мышц и сухожилий (ушибы, растяжения, разрывы, надрывы), артриты, деформирующий артроз, коксартроз, анкилозирующий спондилоартрит, остеохондроз позвоночника, нарушения осанки, сколиозы, кифозы, деформация стоп (косолапость, плоскостопие и др.), кривошея, врожденный вывих бедра);


При болезнях крови;


Заболевания периферических артерий, вен, лимфатических сосудов;


В хирургии:


—  до и послеоперационный период в хирургии грудной и брюшной полости, ожоговая болезнь, трансплантация органов и тканей, ортопедические операции на позвоночнике и костях конечностей;


В клинике нервных болезней:


—  атеросклероз мозговых сосудов, нарушение мозгового кровообращения, инсульт, парезы и параличи различной этиологии, детский церебральный паралич, миелит и полиомиелит, неврозы, вестибулярные нарушения, миастения и миопатия, радикулиты различной этиологии, парез лицевого нерва, повреждения периферических нервов, последствия травм головного и спинного мозга;


В акушерстве и гинекологии:


—  беременность и послеродовый период, опущение матки и стенок влагалища, воспалительные процессы придатков матки, аномалии положения матки.


Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен уметь обосновать дозировку физических нагрузок, выбрать формы, средства и методы для общего оздоровления и повышения спортивной работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом:


—  оценить состояние здоровья с указанием группы здоровья (основная, подготовительная, специальная);


—  оценить физическое развитие и физическую работоспособность;


—  оценить данные электрокардиографии при физических нагрузках и других инструментальных методах исследования сердечно-сосудистой системы;


—  оценить данные функции внешнего дыхания и газообмена;


оценить данные функциональных проб (с физической нагрузкой, дыхательные, вегетативные);


—  оценить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;


—  оценить клинические и биохимические показатели крови и мочи при физических нагрузках;


—  организовать по показаниям дополнительные исследования и оценить показатели здоровья и функциональных систем организма спортсменов с учетом специфики видов спорта;


—  дать рекомендации по режиму тренировочных нагрузок спортсменов, допуск к занятиям спортом и соревнованиям;


—  оформить назначения лечебной физкультуры в соответствии с утвержденной формой — картой больного (ф.42) и с указанием методики физических упражнений, дозировки общей и специальной нагрузки;


—  осуществлять по показаниям индивидуальные занятия лечебной гимнастикой с тяжелыми больными;


—  составлять совместно с лечащим врачом программу этапной физической реабилитации больному инфарктом миокарда;


—  определять методику и дозировку занятий на тренажерах, в лечебном бассейне, маршрутов пешеходных прогулок и терренкура и др. спортивно-прикладных упражнений и спортивных игр для здоровых и больных;


—  осуществлять врачебно-педагогические наблюдения на занятиях лечебной физкультурой, учебно-тренировочных занятиях массовой физкультурой и спортом и оценивать адекватность физической нагрузки объективными методами исследования;


—  объективно оценивать эффективность воздействия на человека оздоровительного спорта;


—  определять методику и дозировку лечебного массажа, его сочетание с лечебной физкультурой, последовательность процедур;


—  осуществлять процедуры лечебного и спортивного массажа;


—  осуществлять методическое руководство и контроль за деятельностью инструкторов-методистов, инструкторов по лечебной физкультуре, медсестер по массажу;


—  осуществлять врачебные консультации пациентам, населению и спортсменам по использованию средств и методов физической культуры в целях сохранения и укрепления здоровья;


—  осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий лечебной физкультурой;


—  анализировать эффективность лечебной физкультуры и массажа, вести необходимую учетную и отчетную документацию и представлять отчет о работе в установленном порядке;


—  осваивать и внедрять в практику новые современные методики лечебной и оздоровительной физкультуры;


—  организовать и осуществлять медицинское обеспечение лиц (первичное, углубленное, текущее, этапное), занимающихся различными видами спорта и физической культуры в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований;


—  осуществлять врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом (в процессе физического воспитания, при занятиях массовыми видами физической культуры, у детей и подростков, у спортсменов-инвалидов, питанием спортсменов);


—  проводить диспансеризацию спортсменов;


—  осуществлять профилактику, диагностику, лечение болезней и травм у спортсменов;


—  осуществлять восстановительные мероприятия спортсменам после физических нагрузок и медицинскую реабилитацию после травм и заболеваний.